Чтобы пчелы могли быстро отреагировать на чрезмерное повышение температуры в улье, надо дать им возможность частично покинуть соты гнезда. Тогда семья успокаивается. При этой реакции пчелы ориентируются, направляясь к источнику света. Поэтому пчелам предоставляют возможность для быстрого выхода из гнезда через улочки сверху всех сотов.
В современных типовых ульях предусмотрены в противоположных боковых стенках крыши два вентиляционных отверстия, заделанных металлической сеткой. Опыты Института пчеловодства (А. С. Яковлев) показали, что из улочек перевозимой семьи выходит сравнительно небольшая часть пчел (20 %), но ее достаточно для успокоения семьи. Следовательно, подготовка улья к перевозке в летнее время будет состоять только из изъятия сверху гнезда холстинки (потолка) и утеплительной подушки.
В ульях, где создание свободного пространства над рамками не предусмотрено, на ульи можно ставить на время перевозки пустые (без сотов) магазинные надставки, скрепленные с корпусом и крышей улья.
Перевозка пчел в спокойном состоянии не требует особого усиления вентиляции улья в виде сплошных металлических сеток. Вполне достаточно для сильной семьи отверстий в боковых стенках крыши размером 4x40 см.
При перевозке ульев с пчелами в летнее (жаркое) время необходимо еще обеспечить продувание встречным воздухом не только крайних ульев, но и расположенных в середине кузова автомашины. Для этого ульи ставят так, чтобы между их рядами образовались продольные сквозные щели. При этом используют 4 рейки толщиной 8—10 см и длиной, равной длине кузова автомашины.
Летки в ульях на время перевозки должны быть закрыты и не пропускать свет. Удобно иметь прилетные доски, укрепленные к улью шарнирно. На время перевозки прилетные доски поднимают и ими закрывают леток. В поднятом состоянии прилетные доски укрепляют при помощи вертушки.
|