При отборе маток и подготовке к роению пчелы всегда закладывают несколько десятков маточников, хотя семье понадобится всего одна матка. Чем же можно объяснить такое «расточительство» пчел? Они затрачивают корм и энергию на выращивание маток, которых сами уничтожают еще в стадии взрослой куколки или уже развившейся матки.
Полностью доказано, что в пчелиной семье очень развита способность к выбору. Так, например, пчелы обнаруживают наиболее эффективный источник нектара и даже несколько раз за день могут переключаться с одного медоноса на другой, более выгодный; рой способен из нескольких жилищ (дупел, ульев) выбрать для поселения наиболее подходящее, обеспечивающее семье защиту от врагов, сохранение тепла и уровень необходимой вентиляции. Такой же возможностью выбора отличаются пчелы в семье и по отношению к молодым маткам.
«Книжный» улей (изобретенный Ф. Губером в 1791 г.) позволил следить за поведением пчел на сотах. Впервые было обнаружено, что созревшие матки не сразу выходят из маточников. Матка сначала прогрызает в крышечке маточника небольшую щель и высовывает через нее хоботок. Пчелы дают матке корм, после чего она втягивает хоботок, а пчелы заделывают щель воском. Полностью развитые матки могут по несколько дней находиться «запертыми» в своих маточниках. Наблюдая за пчелами, сидящими на поверхности маточников, можно заранее определить, какую из созревших маток они оставят. На таком маточнике постепенно собирается большая группа пчел, тогда как с других пчелы совсем уходят.
Из маточника, заключенного в клеточку, выходит серенькая, вялая матка; из маточника, находящегося в гнезде семьи, — активная, быстро передвигающаяся матка.
Выбранная матка появляется из маточника очень быстро, и сразу же после этого пчелы уничтожают всех оставшихся маток (как развивающихся, так и находящихся еще в стадии куколок). Пчелы прогрызают сбоку маточников отверстия, а матка жалом умерщвляет своих соперниц,
|