Палеонтологические исследования показали, что пчелы существовали уже в третичном периоде, т. е. примерно за 56 миллионов лет до появления первобытного человека.
На основании сохранившихся памятников древней культуры можно предполагать, что первобытный человек считал мед вкусным и питательным продуктом.
Самый древний памятник, рисующий добычу первобытным человеком меда, найден возле Валенсии (Испания) и относится к каменному веку. На камне сохранилось изображение человека, извлекающего мед, в окружении пчел. Пчелиный мед оказался таким продуктом питания, который занимал видное место у всех народов.
В Древнем Египте около 6000 лет назад пчела была изображена на обелиске Флемиш. В замечательных памятниках Древнего Египта — пирамидах и обелисках с высеченными иероглифами — находили сведения о применении меда как продукта питания и лечебного средства. В самом древнем медицинском папирусе Георгия Эберса, написанном 3500 (основываясь на календаре, помещенном на обороте первой страницы папируса, Георгий Эберс относит его к 1553—1550 гг до нашей ары) лет назад, уже указывалось, что мёд следует принимать в виде лекарства при ранах, «чтобы вызвать мочеиспускание» и «как средство для облегчения желудка».
В другом древнеегипетском медицинском папирусе Эдвина Смита также приводится много интересных сведший по хирургии и лечению ран, при которых мёд являлся одним из важных лечебных средств.
В мифологии Древней Индии пчелы занимали исключительно почетное место. Достаточно сказать, что главный индийский бог Вишна, который представлял небо и давал жизнь вселенной, картинно изображался в виде пчелы, отдыхающей в чаше цветка лотоса.
Древние индийцы приписывали меду весьма важные и многосторонние лечебные и укрепляющие организм свойства. Применяемое ими лекарство альтернация, которое человеку «доставляло удовольствие» и «сохраняло юность», изготовлялось в основном из меда.
При отравлениях минеральными, растительными и животными ядами рекомендовалось лечиться противоядиями, главным из которых считался мед.
В древнеиндусской книге «Аюр-веда» («Книга жизни») описывается, что продлить жизнь человека возможно диетой, в состав которой входит молоко и мед.
В Древней Греции мёд считался ценнейшим даром природы. Древние греки считали, что боги бессмертны только потому, что они питались амброзией, в которую входил мед. Поэтому в жертву богам приносились фрукты, намазанные медом.
Великий поэт Греции Гомер за 9 столетий до нашей эры в своих бессмертных произведениях «Илиада» и «Одиссея» воспевал мед, его прекрасные пищевые свойства. В «Илиаде» он подробно рассказывает, как Агамеда готовила для воинов-греков освежающий медовый напиток — кикеон.
Отец математики Пифагор утверждал, что достиг преклонного возраста (90 лет) благодаря систематическому употреблению в пищу меда. Пифагор и пифагорийцы питались исключительно вегетарианской пищей и медом.
Римский писатель Овидий, живший после Пифагора, так изложил свои взгляды относительно того, чем должен питаться человек: «Чистая влага молочная и благовонные соты сладкого меда, что пахнет душистой травой тимианом, не запрещаются вам. Расточительно щедро все блага Вам предлагает земля».
Творец атомистической теории Демокрит, всегда употреблявший в пищу мед, прожил более 100 лет. Когда к Демокриту обращались за советом, как нужно жить, чтобы сохранить здоровье, он отвечал, что для этого нужно орошать внутренности медом, а наружность — маслом.
В этом сказывается исключительная наблюдательность Демокрита и других мыслителей древности, так как главными средствами для смягчения сухой кожи, которая обычно ведет к шелушению, появлению трещин, является масло. Легкое обтирание кожи маслом не только смягчает кожу, по и очищает ее от микробов, пыли.
Гениальный врач и мыслитель древности Гиппократ (еще во втором веке нашей эры жители Коса, т. е. земляки Гиппократа, указывали его гробницу между Гирто и Лариссой (Фесалия). Легенда гласит, что на могиле Гиппократа поселился рой пчёл, которые изготовляли особого качества мед, целебный и при молочнице. Это вызвало массовые паломничества матерей-кормилиц на могилу Гиппократа за целебным медом для своих питомцев), живший примерно 2500 лет назад, в своей практике широко и успешно применял мед при многих заболеваниях и сам употреблял его в пищу. Он справедливо указывал, что «мёд, принимаемый с другой нищей, питателен и дает хороший цвет лица». Гиппократ прожил 107 лет.
Древний философ Аристотель, считавшийся «солнцем древнего пчеловодства», был замечательным натуралистом и имел большие познания в области медицины. Аристотель утверждал, что мед обладает какими-то особыми свойствами, способствующими укреплению здоровья и продлению жизни человека.
Известный поэт древности Анакреон, всегда употреблявший натуральный и питейный мед, умер в возрасте 115 лет.
Юлий Цезарь, присутствуя на обеде у сенатора Рима Полия Румилия, праздновавшего сотую годовщину своего рождения, спросил, какое средство употреблял он для поддержания силы тела и духа, и получил ответ: «Внутрь — мёд, наружно — масло».
Римский ученый и писатель, автор многотомного труда «Естественная история» Плиний указывал, что мёд обладает исключительными свойствами, особенно при лечении ран и нарывов во рту.
Греческий ученый Диоскорид, живший около 2000 лет назад, писал, что мед может успешно применяться при заболеваниях кишечника, инфицированных ранах, фистулах.
Известный врач, философ, экспериментатор, энциклопедист Гален считал, что мед является средством с многосторонними лечебными свойствами. Он рекомендовал мёд при лечении многочисленных отравлений, при кишечных заболеваниях и особенно при номе (водяном раке).
Великий сын таджикского народа, тысячелетие со дня рождения которого в 1952 г. праздновала наша страна и все прогрессивное человечество, Ибн-Сина (Авиценна) рекомендовал употреблять в пищу мёд для продления жизни и сохранения работоспособности в старческом возрасте. Он говорил: «Если хочешь сохранить молодость, то обязательно ешь мед». Авиценна считал, что людям в возрасте свыше 45 лет необходимо систематически употреблять мед, особенно с толченым грецким орехом,содержащим много жиров.
Таким образом, великие древние мыслители неоднократно отмечали высокие пищевые и лечебные свойства меда.
Огромный интерес представляет медицинский трактат первой русской женщины-врачевательницы Евпраксии-Зои — дочери великого князя Мстислава Владимировича и внучки Владимира Мономаха. В трактате, написанном ею в 30-х годах XII столетия на греческом языке под названием «Алимма» («Мази»), в главе «Гигиена питания» пчелиному мёду уделяется много внимания. О деятельности Евпраксии, которую народ прозвал Добродеей, справедливо пишет русский ученый историограф Хрисанф Мефодиевич Лопарев: «В то время, когда современный культурный Запад еще погрязал в тумане невежества, в чертогах царственной Византии русская женщина уже серьезно думала о человеческом здоровье, писала руководство по гигиене, передавала потомству свои наблюдения над терапиею организмов».
|